Индийский “ход конем” в Центральную Азию

Автор статьи для блога SEnECA: Профессор Абдугани Мамадазимов, ЦСИ “Зеркало”

Более 2150 лет тому назад, когда «отец-основатель» Великого шелкового пути, посланник китайского императора Чжан Цянь, достиг конечную точку своего путешествия в северной Бактрии (совр. Южный Таджикистан), он по своему удивлению узнал наличия в местном рынке бамбука и других товаров, попавших сюда из Китая через Индию. Это открытие знаменитого китайского путешественника свидетельствует о том, что древняя Индия имела торговую дорогу не только с южным Китаем, но и с Бактрией, самой крупной областью в древней Трансоксиане (тадж. Вароруд). Другими словами открытию Великого шелкового пути предшествовала древняя торговая дорога «из Бактрии в Индию» .
В настоящее время, когда все сверхдержавы мира инициируют крупные проекты по возрождению Великого шёлкового пути: китайский мегапроект «Инициатива, Пояс, Путь», американский проект «новый шелковый путь», Индия, родина шахмат, также начинает собственную серьезную игру по налаживанию торгового пути во внутреннюю Азию. Из-за жесткой конкуренции с Пакистаном, в прямом направлении в Центральную Азию через Афганистан, Индия не может прямо войти в регион, и вынуждена выбрать «ход конем».
Логика «ход коня» Индии предполагает прямая морская связь между портом Мумбаи и иранского порта Чобахар и оттуда железной дорогой (которая ускоренно строится) перебрасывать свои товары в Афганистан и республики Центральной Азии и далее в Россию и Европу, обойдя с моря Пакистан.
У индийского броска во внутреннюю Азию имеется не только торгово - экономический составляющий, но он охватывает и гуманитарно -миротворческий аспект:
1) Миротворческий фактор. Первая встреча глав МИД Индии и пять стран Центральной Азии по приглашению афганского министра иностранных дел в «столице» Центральной Азии» - в городе Самарканде, в формате «5+1+1» (12 января 2019 г.), где обсуждались не только создания транс афганских транзитных перевозок, но и внутри афганского урегулирования, привела к активизации различных площадок для решения данного застарелого конфликта в регионе.
Общеизвестно, что ни советская и ни натовская попытка умиротворения Афганистана до сегодняшнего дня не дали своего результата и эта многострадальная страна остается до сих пор нестабильной, которая вызывает озабоченность у её непосредственных соседей. Отрадно, что Индия и Узбекистан в начале текущего года стали объединят свои усилия для интенсификации переговорного процесса по афганскому урегулированию. На наш взгляд, вышеуказанная Самаркандская министерская встреча индийского министра г-жи Сварадж Сушма с ее центрально-азиатскими коллегами, выступила катализатором активизации переговоров в Дохе и в Москве.
Два фактора: постепенный вывод американских войск из Афганистана и вступление Ирана в ШОС в ближайшей перспективе приведет к успеху индийского посредничества. У Дели, имеющий не только добрососедские отношения к Афганистану, но и колоссальный опыт ненасильственного действия для решения конфликтов и кризисов, имеет больше шансов активизации своей роли в миротворческий процесс. Сорокалетняя война в Афганистане при активном военном вмешательстве сверхдержав мира полностью исчерпал силовой (насильственный) фактор урегулирования данного конфликта, показав свою полную неэффективность и пагубность.
Совместное индийско-центрально-азиатское усилие по достижения мира и общественного согласия в Афганистане, вооружившее принципом невмешательства во внутренние дела суверенного государства, в настоящее время отвечает не только чаяниям и надеждам афганского народа, но и духу времени - востребованности гуманизма и сострадания (принцип «панча шила»).
Урегулирование внутриафганского кризиса также будет способствовать снижению активности международного терроризма и религиозного экстремизма в регионе, так как консенсус между всеми военно-политическими силами Афганистана о мире и общественной стабильности, соответственно сужает их ареал действия. Жесткое ограничение финансовых ресурсов и вооружений этим группировкам из-за границы со временем приведет к их маргинализации и оттока из региона.
2) Вовлечение Ирана в регион. Индия, входя в Центральную Азию через Иран, может активно вовлекать эту страну в торгово-экономические связи региона и всей внутренней Азии. Вовлеченность Ирана в центрально - азиатские процессы, на наш взгляд, в свою очередь, ускорит его вхождению в ШОС. Вступление Ирана в ШОС (при выводе американской (натовской) армии из Афганистана) создает относительно «мирное окружение» вокруг Афганистана. Дальнейшее урегулирование афганского конфликта будет зависеть от этой авторитетной организации.
3) Индийский опыт в построения демократического государства для Центральной Азии. Индия является самой демократической страной в составе ШОС. До вхождения Индии в ШОС данная межрегиональная организация в мире, в основном, воспринималась как «клуб автократий», что снижало ее имидж во глобальном масштабе. Вхождение Индии в ШОС среди прочего несколько укрепил бы его авторитет среди демократических странах мира. Индийский опыт перехода от традиционного недемократического общества к современным демократическим и гражданским ценностям, также может быть востребован в постсоветской Центральной Азии, выделяющейся как «крупный оазис автократии».
4) Индия как перспективная модель «цифровой экономики». Успехи Индии в создании передовой модели цифровой экономики также может выступить образцом для изучения и постепенного внедрения данного опыта в странах Центральной Азии, стремящихся реализовать различные национальные программы, стратегии и проекты по модернизации национальных экономик. Когда многие ведущие страны, члены ШОС, предпринимают установления тотального контроля посредством IT-технологий над повседневной жизни своих граждан, тем самым перенеся авторитарные методы в виртуальный мир, индийский опыт демократического подхода в этом направлении также найдет признание и уважение.
5) Создание оптимального геостратегического квартета. Постепенное мирное (экономическое) вхождение Индии в постсоветскую Центральную Азию также приведет к смягчению жесткой конкуренции в стратегическом треугольнике «Россия-Китай-США», и его превращения в стабильный квартет «Россия-Китай-Индия-США». Жесткая конкуренция между сверхдержавами этого стратегического треугольника, когда они открыто выступают против друг друга, порой используя механизмы и методы гибридной войны, то есть большая вероятность вовлечения нашего региона в один из театров данного вида современной жесткой конкурентной борьбы.
Индия, родина шахмат, начинает собственную игру с «ход конем», и приводит к кардинальному изменению стратегической конфигурации в Центральной Азии.
Более 2000 лет назад, когда в мире было много беспорядков, была рождена в Индии миролюбивая религия-буддизм, которая через Центральной Азии распространилась по всему миру. Теперь в наше время, когда наблюдается много насилия, возможно, необходим второй выход в мировую арену Индии, но на этот раз с высоким «духом Ганди»- «духом ненасилия».

Официальный сайт проекта: https://www.seneca-eu.net
Данный проект финансируется программой Европейского Союза Горизонт 2020 по исследованиям и инновациям в рамках грантового соглашения №770256.